Предложил нам там поучаствовать Леня Цой, авангардный художник и организатор шизоид-кабарэ «Лемурия», идея была такой: 1 сентября провести открытый урок по русскому языку, на уроке дать диктант, планировалось, что я буду диктовать, а Максим Евстропов – будет обеспечивать звуковое сопровождение.
Идея была нам ясна, мы решили сделать диктант с ломающейся в процессе чтения структурой: один голос читает, а второй голос комментирует или просто говорит что-то своё, в определённый момент и первый голос (голос учителя) начинает повторять за вторым голосом, текст разрушается, записывать под такую диктовку становится невозможно. Самой большой проблемой оказался выбор темы диктанта: тема должна быть действительно уместной для 1 сентября, торжественной, важной, сама форма диктанта требовала строгости. Решено было диктовать о Родине.
Следующие пару дней мы то и дело вспоминали и придумывали различные изречения о Родине: всевозможные штампы («сыны отечества», «Родина-мать»), коды, застывшие образы («белая берёзка», «золотые поля»). Оказалось, что говорить о Родине всерьёз практически невозможно, перебирая словесные штампы, я всё чаще думала, что у нашей Родины достаточно страшный и нелепый образ: властный, одинокий, алчный, но всегда бедный.
Перед нами на перформансе выступал Дмитрий Михалюк, учитель математики, ему помогали Blacksmoker. На уроке мы вспоминали, как умножать и делить в столбик, что такое «квадратные уравнения» и многое другое. Вообще, очень приятные ощущения, вспоминать и считать.
После математики был наш урок и я, когда начинала диктовать, почувствовала, что все уже вошли в этот школьный ритм, и игра в школу уже почти перестала быть игрой, так все серьёзно писали. Максим начитывал свои слова о Родине (у него были «биологические» слова, а иногда даже «почвеннические»), иногда они очень смешно комбинировались с моими, «этическими» словами о Родине. Так что, когда текст диктанта стал ломаться, я почувствовала, как аудитория остановилась в замешательстве, было непонятно, что писать, иллюзия того, что нужно писать, разрушалась. Я никогда не задумывалась до этого, как воспринимается слово, которое не просто слушаешь, а слушаешь напряженно, чтобы ничего не пропустить.
И ещё для меня было совершенно неожиданным то, что в итоге «страшно-нелепого» образа Родины не получилось, ирония, даже сарказм, не распространился на Родину, а остался иронией по поводу человека, который продолжает эксплуатировать образ белой берёзки, бьёт себя кулаком в грудь, неудачно шутит и не знает, как же на самом деле нужно относиться к Родине.
Вот таким был открытый урок любви к Родине, спасибо всем, кто был, хороший эпиграф к новому учебному году получился.
Здесь можно посмотреть фотографии Леонида Цоя.
http://vk.com/otkrytyurok

