Daria Apakhonchich (apakhonchich) wrote,
Daria Apakhonchich
apakhonchich

Белые чтения 2015

Сегодня я хочу вам рассказать о конференции, в которой я приняла участие в предыдущие выходные. Это «Белые чтения», ежегодная осенняя конференция РГГУ. Я, к сожалению, была на ней только 2 дня из трёх (16 и 17 октября) и участвовала в работе двух секций: секции современной драматургии и секции «Визуальное в литературе», которая в этом году была посвящена творчеству Сигизмунда Кржижановского.

Первые «половины» двух дней были традиционно теоретическими (там зачитывались доклады), а вторые – практическими, хотя это моя формулировка даёт мало представления о том, что там было (работу секции второго дня можно считать и практикой интерпретации художественного текста, и практическим заданием по драматизации, и даже практической педагогикой).

И тут надо сказать, что конференция в РГГУ не похожа на конференции в других вузах. Её отличает то, что участники её - люди, которые находятся друг с другом в непрерывном научном диалоге. Кто эти участники? Студенты, преподаватели РГГУ и других университетов, учителя школ и (вот это меня всегда очень радует) не только. В авангарде процесса - участники семинара "Визуальное в литературе", который уже несколько лет проводится Сергеем Петровичем Лавлинским и Викторией Яковлевной Малкиной. Именно этот семинар - это место, где вырабатывается особый язык, на котором можно говорить о литературе так, договариваться, обсуждать уже найденные научные подходы, вырабатывать новые. Без этого общего языка (под которым я понимаю и метод) - трудно представить себе продуктивную работу.

В этом году на Белые чтения, к сожалению, не смогли приехать все участники из Самары и Кемерово, но это, конечно, не из-за науки. Но все доклады были прочитаны лично или с помощью "медиумов".

В первый день после перерыва на секцию современной драмы пришла Елена Исаева, драматург, занимающийся жанром "вербатим". Она рассказывала о том, как началась её драматургическая жизнь, как она работает над пьесами, какие законы существуют в мире вербатимов.

Мне очень понравилось то, как она легко рассказывала об очень трудных темах, о том, как её первый вербатим сам собой определил свою тему (это пьеса "Мой первый мужчина", она посвящена теме инцеста). Я слушала, и мне казалось, что ещё  немного и я смогу сформулировать что-то самое важно для себя (например, разницу между литературой и не-литературой, искусством и не-искусством).

Второй день был посвящён визуальным аспектам творчества Кржижановского, я делала доклад о Глядее, которую вы, конечно, помните по сборнику "Штемпель: Москва" ("У нас, как у нас. Не Геликоны и не Парнасы, а семью кочками из болот и грязей -- древнее московское семихолмье; вместо песен цикад -- укусы малярийных комаров; вместо девяти Аонид -- тринадцать сестер-трясовиц.
   Аониды учат мерно пульсирующему, в метр и ритм вдетому стиху; трясовицы знают, как пролихорадить и порвать строку, всегда у них трясущуюся, нервно роняющую буквы. Заклятия не берут трясовиц. Они живы. И близко: тут. Встречи с ними опасны. Но всего опаснее -- с Глядеей. Глядея умеет одно: глядеть и учит только одному: глядеть. У людей глазницы не пусты, но глаза в них то пусты, то полны, то видят, то не видят, то рвут лучи, то позволяют им срастаться снова; то опускают веки в сон, то раскрывают их в явь. У Глядеи голые глаза: век нет -- оторваны.")

А после докладов мы попробовали себя в роли режиссёров (или актёров?), разбившись на группы и поставив два небольших рассказа Кржижановского (это были рассказы "Состязание певцов" и "Утренняя прогулка леса"). Перед постановкой оба рассказа были прочитаны вслух (и это тоже был очень интересный опыт, послушать, как произносят, как проговаривают трудный кржижановский язык другие люди).

Группе, в которой я была, достался рассказ о музыкальном состязании чайников, собственно эти чайники и были  нас вместо актёров, а мы придумывали им способы звучать без звука. Это было смешно и странно, но точно могу сказать, что после всех этих игровых операций с текстами я очень много нового обнаружила для себя в уже известных рассказах.

Видео и рассказы есть в группе конференции.
https://vk.com/event103104728

А я хочу сказать большое спасибо Сергею Петровичу и Виктории Яковлевне, всем докладчикам и слушателям, спасибо за то, что они делают возможным научный диалог и создают научный язык, без которого этот диалог невозможен.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments